ИНФОРМАЦИЯ
о проведенной работе
по профессиональной ориентации учащихся
ГУ «Шиликтинская основная школа»
2019-2020 учебный год
Сегодня важно культивировать среди учащихся, начиная с самых ранних этапов воспитательного процесса, положение о том, что государство – не бесконечный донор, а партнер, создающий условия для роста благосостояния граждан. Стратегия государства строится в направлении от социальной защиты к социальному прогрессу. А это значит, что иждивенчество недопустимо. Стоит отметить, что обеспечение продуктивной занятости является одним из основных приоритетов социально-экономической политики любого государства.
Всем ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его семьи.
1. Оказание помощи школьникам в решении профессионального самоопределения;
2. Содействие формированию самостоятельного и осознанного выбора профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив.
Основными направлениями работы с учащимися и их родителями в Шиликтинской основной школе:
Мероприятия проводились по плану и планированию профориентационной работы на 2019-2020 учебный год.
Работа с педагогическими кадрами
Педагоги определили главные направления профориентационной работы, главные мероприятия, а также получили рекомендации по планированию профориентационной работе с обучающимися разных возрастных групп.
Анализировалось состояние проведения профориентационной работы в школе. Педагогами было проведено индивидуальное консультирование воспитанников по профессиональному выбору. Определены профессиональные интересы, оказана помощь в профессиональном самоопределении.
Были проведены профориентационные классные часы с учащимися, преимущественно в форме тренингов. На занятиях проводилось анкетирование, в классах обсуждалась специфика профессий, выявлялся интерес и профессиональный выбор каждого учащегося. Сформированы представления о направлениях и видах профессиональной деятельности, оказана помощь в личностном самоопределении и самоактуализации.
Работа с учащимися
Психолог школы Жакупова Айгуль Кайркеновна провела тестирование среди учащихся 9 классов по методике Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии». Методика основана на классификации профессиональных интересов. Позволяет установить в какой области старшекласснику лучше всего выбрать специальность, по которой он будет проходить профессиональное обучение после школы. В соответствии с данной классификацией мир современных профессий можно разделить на 5 основных типов: «Человек-природа», «Человек-техника», «Человек-знаковая система», «Человек-искусство», «Человек-человек». Результаты тестирования показали, что все пять типов профессий присущи нашим ученикам. Также Психолог провела анкетирование «Уровень психологической готовности к выбору профессии», который показал смещение акцентов в выборе профессии среди мальчиков (в рейтинг востребованных попали технические инженерные специальности). Большая часть учащихся продемонстрировали заинтересованность в знаниях о своих способностях, информации о различных профессиях и перспективах дальнейшего профессионального роста, что показывают их ответы в анкете.
Директор школы Сарина Майра Турлыбековна провела информационные классные часы, на которых учащиеся были ознакомлены со списком специальностей. Ребятам были представлены специальности, стоимость обучения в ВУЗах, количество государственных грантов и максимальное количество баллов, необходимых для получения гранта по итогам 2018-2019 гг. Каждой специальности была дана характеристика. По запросам учащихся 9- классов был проведен такой же информационный час по теме «Средне-специальные учебные заведения города Нур-Султана и Акмолинской области». Учащиеся интересовали колледжи, осуществляющие обучение по педагогическим специальностям на базе основного среднего образования.
Ежегодно преподаватели Агротехнического колледжа №6 села Астраханки проводят встречи с учащимися и родителями 9 классов, в ходе которых рассказывают о деятельности колледжа, условиях обучения и проживания в общежитии. Так 12 марта 2020 года преподаватель данного колледжа Бұғыбай Жұлдыз Еженханұлы провел презентационную беседу с учащимися 9 классов о перспективах обучения в Агротехническом колледже №6.
Классные руководители 5-9 классов в течение учебного года проводили тематические классные часы, беседы «Мир профессий»; «Понятие о профессии и специальности»; «Многогранный мир профессий»; «Мои интересы», «Самооценка и реальные возможности при выборе профессии». Ребят заинтересовали многие профессии, кто- то из них узнал много нового о мире профессий. После проведения занятий была проведена диагностика интересов и склонностей учащихся.
Летняя занятость школьников.
и озеленению из числа учеников 5-9 классов, которые ухаживают за цветниками и пришкольным парком.
Профориентационные мероприятия на летних пришкольных площадках.
Цель профориентационной работы (1-4 классы), где ставится актуализация проблемы выбора профессии - расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию, достигается через организацию разнообразной досуговой на пришкольных площадках.
Так был проведен конкурс рисунков «Сохраним жизнь на Земле!» с целью популяризации профессии эколога. Учитель Мигранова Роза Кайркеновна провела развивающее занятие «Математические сказки». Под руководством учителей начальных классов прошла психологическая игра «Сказочное путешествие» с целью популяризации профессии архитектора.
Работа с родителями
По результатам проведенной работы учащимся будут рекомендации педагога–психолога, классных руководителей, представителей профессиональных учебных заведений по профессиональному выбору, которые каждый воспитанник сможет обсудить с родителями.
Директор школы М.Т.Сарина